Иван Антонович Ефремов - великий мыслитель, ученый, писатель фантаст научные труды, философская фантастика, биография автора
Научные работы

Научные труды

Научно-популярные статьи


Публицистика

Публикации

Отзывы на книги, статьи

Литературные работы

Публикации о Ефремове


Научная фантастика
Романы
Повести и рассказы

 
 

Иван Ефремов - Туманность Андромеды

 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56,
 
Глава девятая. Школа третьего цикла

    Четыреста десятая школа третьего цикла находилась на юге Ирландии. Широкие поля, виноградники и купы дубов спускались от зелёных холмов к морю. Веда Конг и Эвда Наль приехали в час занятий и медленно шли по кольцевому коридору, обегавшему учебные комнаты, развёрнутые по периметру круглого здания. Был пасмурный день с мелким дождём, и занятия шли в помещениях, а не на лужайках под деревьями, как обычно.

    Веда Конг, почувствовавшая себя девчонкой-школьницей, кралась и подслушивала у входов, устроенных, как в большинстве школ, без дверей, с выступами стен, кулисообразно заходившими друг за друга. Эвда Наль вошла в игру. Женщины осторожно заглядывали в классы, стараясь найти дочь Эвды и остаться незамеченными.

    В первой комнате они обнаружили начерченный во всю стену синим мелом вектор, окружённый спиралью, разворачивавшейся вдоль него. Два участка спирали были окружены поперечными эллипсами с вписанной в них системой прямоугольных координат.

    — Биполярная математика! — с шутливым ужасом воскликнула Веда.

    — Здесь что-то большее! Подождём минуту, — возразила Эвда.

    — Теперь, когда мы познакомились с теневыми функциями кохлеарного, то есть спирального поступательного движения, возникающими по вектору, — объяснял пожилой преподаватель с глубоко посаженными горящими глазами, — мы подходим к понятию "репагулярное исчисление". Название исчисления — от древнего латинского слова, означавшего "преграда, запор", точнее, переход одного качества в другое, взятый в двустороннем аспекте. — Преподаватель показал на широкий эллипс поперёк спирали. — Иными словами, математическое исследование взаимопереходящих явлений.

    Веда Конг скрылась за выступом, утащив подругу за руку.

    — Это новое! Из той области, о которой толковал ваш Рен Боз на морском берегу.

    — Школа всегда даёт ученикам самое новое, постоянно отбрасывая старое. Если новое поколение будет повторять устарелые понятия, то как мы обеспечим быстрое движение вперёд? И без того на передачу эстафеты знания детям уходит так бесконечно много времени. Десятки лет пройдут, пока ребёнок станет полноценно образованным, годным к исполнению гигантских дел. Эта пульсация поколений, где шаг вперёд и девять десятых назад — назад, пока растёт и обучается смена, — самый тяжёлый для человека биологический закон смерти и возрождения. Многое из того, что мы учили в области математики, физики и биологии, устарело. Другое дело — ваша история: эта стареет медленнее, так как сама очень стара.

    Они заглянули в другую комнату. Стоявшая спиной преподавательница и увлечённые лекцией школьники ничего не заметили. Здесь были рослые юноши и девушки по семнадцати лет. Их порозовевшие щёки говорили, насколько захвачены они уроком.

    — Мы, человечество, прошли через величайшие испытания. — Голос учительницы звенел волнением. — И до сих пор главное в школьной истории — изучение исторических ошибок человечества и их последствий. Мы прошли через непосильное усложнение жизни и предметов быта, чтобы прийти к наибольшей упрощённости. Усложнение быта приводило к упрощению духовной культуры. Не должно быть никаких лишних вещей, связывающих человека, переживания и восприятия которого гораздо тоньше и сложнее в простой жизни. Всё, что относится к обслуживанию повседневной жизни, так же обдумывается лучшими умами, как и важнейшие проблемы науки. Мы последовали общему пути эволюции животного мира, которое было направлено на освобождение внимания путём автоматизации движений, развития рефлексов в работе нервной системы организма. Автоматизация производительных сил общества создала аналогичную рефлекторную систему управления в экономическом производстве и позволила множеству людей заниматься тем, что является основным делом человека, — научными исследованиями. Мы получили от природы большой исследовательский мозг, хотя вначале он был предназначен только для поисков пищи и исследования её съедобности.

    — Хорошо! — шепнула Эвда Наль и тут увидела дочь.

    Девушка, ничего не подозревая, задумчиво смотрела на волнистую поверхность оконного стекла, не дававшую возможности видеть что-либо вне класса.

    Веда Конг с любопытством сравнивала её с матерью. Те же прямые длинные чёрные волосы, переплетённые у дочери голубой нитью и подвязанные двумя большими петлями. Тот же сужавшийся книзу овал лица, в котором было что-то детское от слишком широкого лба и выступавших под висками скул. Снежно-белая кофточка из искусственной шерсти подчёркивала темноватую бледность её кожи и резкую черноту глаз, бровей и ресниц. Ожерелье красного коралла гармонировало с безусловно оригинальной внешностью этой девушки.

    Дочь Эвды была одета в такие же широкие и короткие, выше колен, штаны, как и все в классе, только отличавшиеся красной бахромой, вшитой в боковые швы.

    — Индейское украшение, — шепнула Эвда Наль на вопросительную улыбку подруги.

    Эвда и Веда поспешили отступить в коридор: из класса, закончив лекцию, выходила учительница. Следом устремились несколько учеников, среди них и дочь Эвды. Внезапно девушка замерла, увидев мать — свою гордость и всегдашний пример для подражания. Эвда не знала, что в школе существовал кружок её почитателей, решивших идти в жизни той же дорогой, что и знаменитая Эвда Наль.

    — Мама! — прошептала девушка и, бросив застенчивый взгляд на спутницу матери, прильнула к Эвде.

    Учительница остановилась и подошла ближе.

    — Я должна уведомить школьный совет, — сказала она, не подчиняясь протестующему жесту Эвды Наль. — Мы извлечём некую пользу из вашего приезда.

    — Лучше извлекайте пользу вот из кого. — Эвда представила Веду Конг.

    Учительница истории залилась румянцем и стала совсем юной.

    — Очень хорошо! — Она пыталась сохранить деловой тон. — Школа накануне выпуска старших групп. Жизненное напутствие Эвды Наль в сочетании с обзором древних культур и рас, данным Ведой Конг, — удача для нашей молодёжи! Правда, Pea?

    Дочь Эвды захлопала в ладоши. Учительница устремилась лёгкой побежкой гимнастки в служебные помещения, находившиеся в длинной прямой пристройке.

    — Pea, ты пропустишь труд, и мы погуляем в саду? — предложила Эвда дочери. — Я не успею навестить тебя ещё раз до выбора тобой подвигов. В прошлый раз мы окончательно не решили…

    Pea безмолвно взяла мать за руку. Занятия в каждом цикле школы чередовались с уроками труда. Сейчас был один из любимых уроков Реи — шлифовка оптических стёкол, но что могло быть интереснее и важнее приезда матери?

    Веда пошла к видневшейся вдали маленькой астрономической обсерватории, оставив мать и дочь наедине. Pea, по-детски прильнув к сильной руке матери, шла рядом, сосредоточенно думая.

    — Где твой маленький Кай? — спросила Эвда, и девушка заметно опечалилась.

    Кай был её учеником. Старшие школьники навещали расположенные поблизости школы первого или второго циклов и наблюдали за учением и воспитанием выбранных подопечных. При тщательности воспитания интегральная помощь учителям была необходима.

    — Кай перешёл во второй цикл и уехал далеко отсюда. Мне так жалко… Зачем нас переводят с одного места в другое каждые четыре года, от цикла к циклу?

    — Ты же знаешь, что психика утомляется и тупеет в однообразии впечатлений.

    — Я только не понимаю, почему первый из четырёх трёхлетних циклов носит название нулевого — ведь в нём происходит тоже очень важный процесс воспитания и обучения малышей от года до четырёх.

    — Старое и неудачное название. Но мы избегаем менять установившиеся термины без крайней нужды. Это всегда влечёт за собою ненужную трату человеческой энергии. Оберегать человечество от этого призван каждый без исключения.

    — Но ведь разделение циклов — они учатся и живут отдельно, их постоянные переезды с места на место — тоже большая трата сил?

    — С лихвой окупающаяся обстановка восприятия, полезного эффекта обучения, которые иначе с каждым годом неизбежно падают. Вы, маленькие люди, по мере роста и воспитания превращаетесь в качественно различные существа. Совместная жизнь разных возрастных групп мешает воспитанию и раздражает самих учащихся. Мы свели разницу к минимуму, разделив детей на четыре возрастных цикла, и всё же это несовершенно. Но посоветуемся сначала о твоих мечтах и делах. Мне придётся прочитать всем вам лекцию, и, может быть, твои вопросы разъяснятся сами собой.

    Pea стала поверять матери свои сокровенные думы с открытой доверчивостью ребёнка эры Кольца, никогда не испытавшего обидной насмешки или непонимания. Девушка была воплощением юности, ничего ещё не знающей о жизни, но уже полной задумчивого ожидания. С исполнением семнадцатилетия девушка кончала школу и вступала в трёхлетний период подвигов Геркулеса, выполняя работу уже среди взрослых. После подвигов окончательно определялись влечения и способности. Тогда следовало двухлетнее высшее образование, дававшее право на самостоятельную работу в избранной специальности. За долголетнюю жизнь человек успевал пройти высшее образование по пяти-шести специальностям, меняя род работы, но от выбора первой и трудной деятельности — Геркулесовых подвигов — зависело многое. Поэтому они выбирались после тщательного обдумывания и обязательно со старшим советчиком.

    — Вы уже прошли выпускные психологические испытания? — сдвигая брови, спросила Эвда.

    — Прошли. У меня от двадцати до двадцати четырёх в первых восьми группах, восемнадцать и девятнадцать в десятой группе и тринадцатой и даже семнадцать в семнадцатой группе! — гордо воскликнула Pea.

    — Это превосходно! — обрадовалась Эвда. — Тебе открыто всё. Ты не переменила выбора первого подвига?

    — Нет. Буду медсестрой на острове Забвения, а потом весь наш кружок, кружок твоих последователей, будет работать в Ютландском психологическом госпитале.

    Эвда не поскупилась на добродушные шутки в адрес ретивых психологов, но Pea упросила мать стать ментором для членов кружка, тоже стоявших перед выбором подвигов.

    — Мне придётся прожить здесь до конца отпуска, — засмеялась Эвда.

    — Что будет делать Веда Конг?

    Pea вспомнила про спутницу матери.

    — Она хорошая, — серьёзно сказала Pea, — и почти так же красива, как ты!

    — Гораздо, красивее!

    — Нет, я знаю… Вовсе не потому, что ты — моя мама, — настаивала Pea. — Может быть, с первого взгляда она лучше. Но ты несёшь в себе внутренние силы, каких у Веды Конг ещё нет. Я не говорю, что не будет. Когда будет — тогда…

    — Затмит твою маму, как луна звезду?

    Pea затрясла головой.

    — А разве ты останешься на месте? Ты пройдёшь ещё дальше её!

    Эвда провела по гладким волосам, заглянув в поднятое к ней лицо дочери.

    — Не достаточно ли восхвалений, дочь? Мы упустим время!..

    Веда Конг тихо шла по аллее, углубляясь в рощу широколиственных клёнов, шелестевших влажной тяжёлой листвой. Первые призраки вечернего тумана пытались подняться с близкого луга, но мгновенно развеивались ветром. Веда Конг думала о подвижном покое природы и о том, как удачно выбираются всегда места для постройки школ. Важнейшая сторона воспитания — это развитие острого восприятия природы и тонкого с ней общения. Притупление внимания к природе — это, собственно, остановка развития человека, так как, разучаясь наблюдать, человек теряет способность обобщать. Веда думала об умении учить — драгоценнейшей способности в эпоху, когда наконец поняли, что образование, собственно, и есть воспитание и что только так можно подготовить ребёнка к трудному пути человека. Конечно, основа даётся врождёнными свойствами, но ведь они могут остаться втуне, без тонкой отделки человеческой души, создаваемой учителем.