Иван Антонович Ефремов - великий мыслитель, ученый, писатель фантаст научные труды, философская фантастика, биография автора
Научные работы

Научные труды

Научно-популярные статьи


Публицистика

Публикации

Отзывы на книги, статьи

Литературные работы

Публикации о Ефремове


Научная фантастика
Романы
Повести и рассказы

 
 

О. А. Еремина. Вставные новеллы в рассказах И.А.Ефремова

 
Страницы: 1, 2, 3, 4,
 

    Таким образом, в роли рассказчики начинает выступать уйгур Арслан, но сама легенда даётся в поэтичном пересказе самого Усольцева и вводится такими словами: "Усольцев лежал под яркими, близкими звёздами, вспоминая рассказ Арслана и дополняя его новыми подробностями".

    Могучему хану в качестве военной добычи досталась прекрасная женщина из чужих земель, которая по обычаю стала наложницей хана и двух его старших сыновей. Прошло два года, и неожиданно к хану прибыл высокий мрачный воин на огромном белом верблюде. Он прошёл много земель в поисках своей наречённой невесты и узнал, что она у хана:

    "— …Быстро мчится река времени по камням жизни. Я уже не молод, но всё по-прежнему бесконечно сильна моя любовь к ней. Скажи, о хан, разве не заслужил я её этим трудным путём? Верни мне её, могущественный повелитель, — я знаю, не может быть иначе: она тоже долго и верно ждала моего возвращения".

    Когда воин узнаёт, что его невеста стала возлюбленной хана и его сыновей, то сначала отказывается верить в это, но затем по-прежнему просит отдать ему женщину. И хан соглашается сделать это — с условием, что благородный воин поднимется на Ак-Мюнгуз и положит на него меч хана, ибо сказано в древнем пророчестве: "В год быка кто положит свой меч на рог каменного быка, пронесёт свой род на тысячи лет". Чужеземец соглашается:

    "— Я понимаю тебя, хан, и выполню твою волю. Только знайте, ты, повелитель, и вы, его подданные: каков бы ни был конец — я сделаю это не ради своей любимой, не ради Сейдюруш. Я иду защищать поруганную честь моей гордой родины, вернуть в глазах вашего народа славу моей далёкой страны".

    И чужеземец совершил то, "чего не удавалось ни одному храбрецу за всё время, пока стоит Ак-Мюнгуз: он положил меч на вершину рога и спустился обратно". К воину вывели Сейдюруш — и он мгновенным движением вонзил острый нож в сердце своей невесты и гордо скрылся за далёким отрогом.

    Уйгурская легенда вдохновила Усольцева: даже если это только легенда, она говорит о человеческой верности, гордости и стремлении к невозможному. И если чужеземец сумел подняться на Белый Рог, чтобы восстановить в глазах кочевого народа славу своей далёкой страны, то почему он, геолог Усольцев, не может сделать того же, чтобы открыть для людей новое крупное месторождение и вернуть себе веру в собственные силы?

    Ценой невероятных усилий геолог поднимается на небольшую площадку, от которой начинается загадочная белая порода. Одного взгляда хватает ему, чтобы распознать грейзен, содержащий большое количество оловянного камня — касситерита. Особенность этого грейзена заставила Усольцева думать, что месторождение, скрытое под степью, может быть огромным. Он отбил образцы, скинул их в долину, указав на карте места падения, решил спускаться и в каменных обломках неожиданно нашёл тяжёлый меч с золотой рукояткой. Так легенда, услышанная от старого уйгура, получали неожиданное подтверждение. Положив на место меча геологический молоток, Усольцев, разрывая в кровь руки и ноги, спустился вниз.

    Потерявшего сознание начальника, лежащего у подножия Ак-Мюнгуза, нашёл старый уйгур Арслан. Он со страхом и почтением посмотрел на драгоценный меч и опустился на колени:

    "— Что же ты? Бери, смотри, — повторил геолог.

    — Нет, — затряс головой уйгур, — никакой человек не смеет брать такой шемшир, только батуры, как ты…"


    Научный подвиг Усольцева превращается в победу над собой, возвращает геологу веру в собственные силы. Спокойно и смело смотрит он на любимую женщину, которая вдруг понимает, что совсем не знала раньше этого человека. Она просит рассказать о Белом Роге и злотом мече и прощается "До свидания, батур!"

    Хронотоп в "Белом Роге" имеет характерную особенность: действие легенды и рассказа происходит в одном и том же месте, создаётся эффект диахронии. Вектор человеческой воли идёт из трёхсотлетней глубины. Ощущение глубины времени усиливается рассказом о геологических преобразованиях миллионнолетней давности.

    Рассказанная уйгуром легенда служит катализатором для развития действия, динамизирует сюжет рассказа. Кульминацией становится момент, когда Усольцев на вершине Белого Рога обнаруживает меч: два времени словно бы пересекаются в одной точке. Нравственная проблематика рассказа, сосредоточенная на идее победы воли над человеческой слабостью, углубляется, приобретая общечеловеческое звучание, важное для любой эпохи и любого народа.

    "Молоток вдруг звякнул о металл, и этот тихий звук потряс геолога. Усольцев вытащил из-под щебня длинный тяжёлый меч, золотая рукоять которого ярко заблестела. Истлевшие лохмотья развевались вокруг ножен. Усольцев оцепенел. Образ воина — победителя Белого рога из народной легенды — встал перед ним как живой. Тень прошлого, ощущение подлинного бессмертия достижений человека вначале ошеломили Усольцева. Немного спустя геолог почувствовал, как новые силы вливаются в его усталое тело. Будто здесь, на этой не доступной никому высоте, к нему обратился друг со словами ободрения. Усольцев накинул верёвочную петлю на небольшой выступ белой породы. Осторожно поднял драгоценный меч, крепко привязал его за спину и, улыбаясь, положил на площадку свой геологический молоток…"

    Особенности вставной новеллы (уйгурской легенды) в "Белом Роге":

    — легенда даётся через призму восприятия главного героя геолога Усольцева, что является его дополнительной характеристикой;

    — при сохранении места на триста лет углубляется время действия, что создаёт ощущение временного объёма, диахронии;

    — легенда является катализатором развития действия, кульминацией становится момент пересечения легендарного и реального;

    — легенда придаёт общечеловеческое звучание нравственной проблематике рассказа, подчёркивает общую для всех времён ценность человеческого духа.

    

     "Путями старых горняков"

    Рассказ "Путями старых горняков" начинается словами автора, который выводит на сцену рассказчика — горного инженера Канина. Дальше повествование ведётся уже от его имени. Он обещает рассказать "историю из жизни подлинно горных людей, в своё время сильно захватившую" его.

    С первых абзацев создаётся ощущение временной полифонии: Канин говорит о том, что двадцать лет назад, в 1929 году, он изучал старые медные рудники недалеко от Оренбурга, так как все накопленные с XVIII века архивные планы погибли во время гражданской войны. Таким образом, мы сразу узнаём, что рассказ свой Канин ведёт в 1949 году. Для нас это — 59 лет назад. Стало быть, события, о которых он повествует, происходят 79 лет назад.

    Исследует Канин системы рудников XIX, XVIII веков и выработки доисторических времён. Учёный пытается представить себе, какими были эти места:

    "…самыми оживлёнными в степи. Раздавались крики мальчишек — погонщиков конного подъёма, хлопали крышки шахтных люков, скрипели воротки, грохотали тачки, и слышалась болтовня женщин на ручной разборке руды. Все эти люди давно умерли, но глубоко под землёй нерушимыми памятниками их труда стоят в молчании и темноте бесчисленные подземные ходы".

    Изучая выработки, учёный словно вступает в диалог со временем. В этом ему помогает последний из штейгеров старых рудников — девяностолетний Корнил Поленов, бывший крепостной графов Пашковых. Позже выясняется, что в 1859 году ему было 18 лет, стало быть, сам он 1841 года рождения. Он был потомственным штейгером и великолепно знал и помнил все рудники в округе.

    Рассказчик неторопливо повествует, как пытался поначалу расспрашивать Корнила Поленова, но тот ссылался на стариковскую слабую память. Развитие действия поначалу идёт неспешно, и на первый план выходит социальная проблематика: нравственные устои мастера старого времени, стремящегося к доскональности и глубине знания, входят в противоречие с поступками "торопливых и поверхностных геологов", которые вместо подлинного исследования ограничивались поверхностными расспросами, обещали золотые горы и ничего не выполнили.

    Месяцы настойчивой исследовательской работы инженера Канина сделали своё дело: старый штейгер увидел подлинный интерес учёного к рудному делу и сам предложил свою помощь. По указанию штейгера Канин проник в самые низкие горизонты рудников и сделал немало открытий. Наконец настал день, когда Поленов согласился сопровождать учёного и помочь проникнуть в огромную подземную систему поля Ордынских рудников. Штейгер обещал довести спутника до шахты, через которую надо будет перепрыгивать, а дальше Канин должен был идти сам, намереваясь пробыть под землёй около двух суток.

    Однако едва они дошли до нужного места, как потревоженная порода осела, отрезая исследователям путь назад. Чувство смертельной опасности охватило инженера, но старик Поленов был спокоен. Он рассказал, что выйти на поверхность можно, лишь пройдя шесть километров под землёй до Старо-Ордынского рудника, а дальше подняться наверх единственным ходом через Андреевский Девятый — этим ходом Андрей Шаврин первый прошёл, и отвод назван по его имени. Об этом пути сейчас знает только он, Корнил Поленов, и был он там последний раз семьдесят лет назад…

    Драматическая ситуация придаёт динамичности развитию действия. Внимание читателей напрягается, и это напряжение психологически подготовливает восприятие вставной новеллы.

    …Долог и утомителен путь наверх. В одной галерее спутники останавливаются на отдых, и Канин, чтобы дать возможность старому штейгеру отдохнуть, расспрашивает его об Андрее Шаврине. Старик начинает повествование о событиях 1859 года, и мы слышим замечательный образец сказа, подлинно народную речь со сказовыми интонациями, диалектизмами (можно представить себе чувства Бажова!) и множеством ярких деталей эпохи крепостного права.

    Рассказ старого штейгера характеризует не только эпоху, но и его самого, рисуя нам образ человека, для которого честь, справедливость и преданность дружбе стоят на первом месте. Образ Андрея Шаврина превращается в образец, в воплощение народного идеала:

    "Андрюшка Шаврин — постарше меня на два года — тоже в горных десятниках ходил. С Андрюшкой мы дружили, да и кто с ним не ладил — отменный парень был! Ну, не больно красив, но силён и статен, а уж умён и ласков — какой-то прямо особенный! Работу горную очень любил. Ещё мальчишкой с моим да со своим отцом всё по старым работам ходил: по поручению управляющего смотрели, чтобы потом, что хорошее осталось, взять. Хорошо выучился, книг много разных читал и, не в пример другим, любил вечерами после работы сидеть допоздна в степи и думать о чём-то… Всё было бы хорошо. Работал Андрей — не нахвалишься, да только гордый был паренёк. Ну, а крепостному-то гордость очень вредная, особо когда управляющий, как наш Афанасьев, строжак был".

    История любви двадцатилетнего Андрея Шаврина и Насти, дочки плотника Ферапонтова, типична для эпохи крепостного права. Управляющий Афанасьев давно заприметил Настю и прочил в любовницы то ли себе, то ли сыну. Когда же он узнал о любви Андрея и Насти, то "сильно освирипел". Решив отослать Андрея на другой рудник, он позвал к себе Настю и начал её улещать. Андрюшка прокрался к дому управляющего, ворвался туда и хотел освободить Настю, но его схватили и заперли в амбаре, а Настю заперли в одной из комнат дома Афанасьева. "Вот так счастье-то их в один миг перевернулось, сгинуло!.."

    На этом старый штейгер прервал свой рассказ и продолжил его во время следующей остановки, в большой зале Старо-Ордынского рудника.

    Ночью Андрею удалось бежать. Он скрылся в степи в одной из выработок. За его поимку управляющий назначил большую награду.

    Днём, когда Корнил Поленов работал в забое, Андрей позвал его в старый ордынский ход и объяснил, что надо сделать, чтобы ему и Насте помочь. Вместе с другом Костькой Силаевым они пытались предупредить Настю, приготовили одежду, продукты и воду, передали письмо Рикарду, управляющему соседнего рудника, который покровительствовал Андрею, и даже успели расчистить старый осыпавшийся ход, ведущий к ферме.

    Динамичный рассказ смыкается с настоящим: наши герои сидят в той самой зале, куда когда-то привёл двух друзей Андрей Шаврин.

    Здесь Корнил Поленов вновь прерывает повествование: "Хватит сказки-то сказывать, давай выбираться". Трудный путь по узкой — нельзя развернуться! — доисторической выработке приводит героев в ту самую подземную горницу, где скрывался семьдесят лет тому назад Шаврин. Происходит смыкание в одном месте истории и современности; искры осознаний помогают по-новому увидеть и ощутить прожитую жизнь:

    "Штейгер шарил с фонарём по полу, бормоча что-то.

    — Вот, смотри, Васильич, — сказал он и направил свет фонаря на один из больших камней. Я увидел почерневшую, но хорошо сохранившуюся дубовую кадушку. — бадейка для воды, её Костька приволок, а вот и нож Андрюшки… — Старик поднял с полу ржавый обломок ножа и бережно сунул его в карман. — Как есть всё так лежит, будто год назад было… — Даже при скудном свете фонаря видно было, как молодо заблестели глаза старика. — Эх, жизнь рабочая! Прошла, как один день…"


    И снова началось "ползанье по трубообразным, узким ходам", пока наконец впереди не забрезжил дневной свет.

     "Я помог спуститься штейгеру; и оба мы, торопясь и спотыкаясь, пробежали оставшиеся пятнадцать метров навстречу нарастающей яркости голубого света. Я нетерпеливо раздвинул густой кустарник у входа и, упиваясь морем свежего, тёплого воздуха, ослеплённый светом до боли в глазах, не мог удержаться от радостного крика. Обернувшись к Поленову, я подумал, что суровый старик будет смеяться надо мной. Однако и на его лице светилась счастливая улыбка, он тоже радовался красоте просторного солнечного мира. <…> Двадцать девять часов провели мы во мраке и тишине подземных выработок! "