Иван Антонович Ефремов - великий мыслитель, ученый, писатель фантаст научные труды, философская фантастика, биография автора
Научные работы

Научные труды

Научно-популярные статьи


Публицистика

Публикации

Отзывы на книги, статьи

Литературные работы

Публикации о Ефремове


Научная фантастика
Романы
Повести и рассказы

 
 

Рапсодия для Таис

 
Страницы: 1, 2, 3, 4,
 

    Письма Ивана Антоновича студентке Гале Яремчук и ее маме

    Уважаемая Галина Николаевна!

    Спасибо за присланные иллюстрации. Конечно, в них мало умения, но есть то, что гораздо важнее, — способность видеть и чувствовать. Может быть, Вам стоит учиться рисовать по-настоящему?

    Из Ваших рисунков мне больше всего понравилась Тиллоттама (верно угаданный образ и даже одежда в день поездки на спортивные состязания). Чара с гитарой и черные маки. Очень хорошо сделана по динамике сцена Тиллоттамы у льва, но лев сделан неверно, не по-индийски. Конечно, Вы не могли этого угадать...

    Не удались Дар Ветер и Веда у телевизора и звездолет на черной планете, а вот рисунки для "Ойкумены" куда более живые и удачные, особенно Пандион и Кави на берегу океана.

    Мне кажется, что рисовать (сам я очень плохо умею) — это замечательный дар, много помогающий жить, и его надо развивать.

    Желаю Вам всяких успехов.

    С уважением,
И. А. Ефремов.
Москва, 3. III 64 г.

    Многоуважаемая товарищ Ситанская!

    (Извините, за официальное обращение, но Вы не сообщили мне Вашего имени-отчества.)

    Я послал Гале заказной бандеролью новые фото с письмом-отзывом на присланные мне к 7 Ноября рисунки, которые мне очень понравились — совершенно искренне и без всяких скидок. Ваша дочь талантлива, и надо этот талант развивать. Я забыл, что она поступила в худ. школу заочную в Москве, а не у себя в Полонном, и написал ей предостережение против возможных в провинции "загибов", неверно направленного усердия учителей. Но раз школа московская — это легче, хотя и тут тоже не исключены такие случаи.

    В качестве праздничного подарка я выписал Гале журнал "Художник". Пересылаю Вам "при сем" квитанцию на подписку, на случай каких-либо задержек в доставке или недоразумений.

    Напишите мне, если Вам надо будет еще чем-нибудь помочь — приобретением красок, бумаги, кистей и т. п., что может оказаться отсутствующим у Вас в городе. У меня много друзей-художников, и они мне с удовольствием помогут в этом. Кстати, я покажу кое-кому аз видных мастеров Галины рисунки. На днях пошлю Гале свою последнюю книгу "Лезвие бритвы". С искренним уважением — И. Ефремов.

    Москва, 25 ноября 1964 г.

    Многоуважаемая Галя!

    Большое спасибо Вам за прекрасный подарок к Октябрьским праздникам — Ваши рисунки к "Туманности Андромеды".

    Я был этим очень тронут. Рисунки в целом вполне хороши, и, безусловно, Вы выросли как художник с тех пор, как посылали мне свои прежние рисунки. Мне очень нравятся лица героев, в них действительно есть нечто от людей будущего. Также в большинстве случаев хороши краски. Что мне не понравилось — некоторая манерность, невесть откуда подхваченная Вами: какие-то виньеточки, узорчики, портящие некоторые рисунки, в остальном смелые и хорошие.

    Желаю Вам всяких успехов. Художник из Вас может получиться интересный, если Вас не собьют на всякие там штучки.

    Привет Вам и Вашей маме от жены и меня. С искренним уважением —

    И. А. Ефремов.
Москва, 16 ноября 1965 г.

    Многоуважаемая Галя!

    Я еще не дома и без своей машинки, поэтому, если Вы не разберете мой почерк — напишите, но тогда придется подождать с ответом.

    Буду краток, чтобы Вам меньше расшифровывать, и пишу только о деле.

    Перед Вами действительно трудный выбор. Профессия художника очень неблагодарна... Все дело в том (а это мало кто понимает), что художник созревает и достигает высоты мастерства медленно. Поэтому, чтобы жить, он вынужден или ремесленничать все годы восхождения, или иметь другую профессию... причем не мешающую приватным занятиям художеством, то есть не требующую сильной занятости, следовательно, плохо оплачиваемую. Это похоже на карьеру ученого в довоенное время. Достижение мастерства на своем оригинальном пути — тернистая дорога, вступая на которую надо быть уверенной (совершенно), что это действительно главный интерес в жизни. Тогда невзгоды профессии, непризнание, плохая оплата и т. д. делаются хоть и огорчительными, но переносимыми. Что Вам посоветовать? Я могу только сказать, что бы я делал на Вашем месте, исходя из того, что Вы, по-моему, талантливая и одарены важнейшим для большого художника свойством — большой творческой фантазией, а следовательно, и возможностью делать интересные и крупные вещи...

    ...Разумеется, творческую фантазию надо развивать — самообразование, книги, картинные галереи, журналы. Для этого надо получить соответствующую специальность, и, мне кажется, лучше всего — искусствоведа. Если окончить по иллюстрации книг, это интересно, но это — заказное исполнение с первых шагов — следовательно, ремесло и гибель как художника (самобытного искателя, вольного мастера). Если окончить по классу рисования художественное училище, то это будет наверняка отработка преподавателем в школе — хуже этого сейчас быть ничего не может. Искусствоведение — это возможность работать в какой-нибудь картинной галерее и длительное приватное самообразование с учением у какого-нибудь большого мастера.

    Если вообще плюнуть на искусство и идти на "хлебную" специальность, это значит — закопать талант, а надо ли? Во имя чего? Тем более, что женщина выходит замуж и часто летит вся ее деловая карьера прахом.

    Итак, совет — поступать на искусствоведческий. Если пропустить год — не беда, здоровье не очень-то крепкое, не вредно сделать перерыв. В этом году будет первая волна наплыва в студенты послевоенных детей — эта конкуренция останется такой же и в последующие годы — и тут ничего не теряется. С языком (обязательно английским) надо подзаняться с репетитором. Если мало средств — напишите, м. б., чем-нибудь и поможем.

    Привет Вам и Вашим родителям от жены и меня. Простите за почерк — пишу лежа.

    С искренним уважением —

    И. Ефремов.
Москва, больница, 17. V. 66 г.

    Многоуважаемая Галя!

    Мне понравилось Ваше письмо — оно умное, и я согласен практически со всеми Вашими положениями.

    Думающий человек с художественным талантом — это уже много.

    Напишите список необходимых Вам книг — может быть, удастся кое-что добыть в Москве и Ленинграде. Я не могу это делать ни сам, ни жена, которой, увы, сейчас много хлопот со мной. Но я могу дать команду молодежи, которой много около меня, и она будет это делать — медленно, как всякая молодежь, но с удовольствием.

    Так что Вы меня не затрудните.

    Сердечный привет Вам, Вашим маме и папе от меня и Таисы Иосифовны. Будьте здоровы.

    С искренним уважением

    И. Ефремов,
санаторий "Узкое", 15. IV. 66 г.

    Многоуважаемая Аделаида Александровна!

    (Прошу простить, если не угадал Вашего отчества.)

    Берегите Галю — она ведь в самом деле очень талантливая, берегите ее, но не балуйте (хотя это и трудно — будь у меня такая дочь — непременно бы избаловал).

    С искренним уважением И. ЕФРЕМОВ.

    Многоуважаемая Аделаида Александровна!

    (Простите, если напутал с именем-отчеством. Записная книжка осталась в Москве.)

    Меня не надо ни за что благодарить. Я уверен, что в жизни Вашей Гали встретится еще немало людей, которые ей помогут. Это Вас надо благодарить за талантливую дочь. Я очень хорошо понимаю Ваше беспокойство за Галю, но действительно здесь нельзя ничего сделать. Это начало ее собственной жизни, и то, что у нее получится, будет зависеть не только от ее таланта, но и от здоровья, выносливости и подчас просто удачи. Во всяком случае, если у нее достаточно крепок щит мечты и броня фантазии, то даже крупные неудачи не должны сломить ее и она своего добьется. Что же такое это "свое"? Мне кажется, что это вовсе необязательно материальный успех, а максимально возможная свобода творчества, пусть даже ценой существования в некоторой тени. Настоящее творчество при настоящем таланте почти всегда дает свои плоды. Однако, следует помнить, что путь искусства... чрезвычайно труден, а потому не надо пугаться первых неудач...

    С искренним уважением —

    И. Ефремов, санаторий "Десна", 28.3.67

    Многоуважаемая Галя!

    Давно не писал Вам, учинив некоторое свинство. Есть слабое оправдание в том, что был в санатории и плохо себя чувствовал, но все же следовало бы дать Вам понять, что мое отношение к Вам нисколько не изменилось от Вашей последней неудачи.

    ...Конечно, жить надо и рисовать для журналов — это значит в какой-то мере подчиняться их требованиям... Но все же мне показалось, что не слишком ли Вы изменили себе в последних рисунках — я имею в виду Ваши рисунки к моим "Пяти картинам". Эти страшные небритые рожи в шизофреническом духе... — я прямо ахнул, где же Галя?..

    Если искусство перестает быть собиранием красоты, то на черта оно нужно? Передавать личные мрачные чувства ублюдочной психологии стало очень модным, но Вам-то зачем подражать этому направлению, порожденному бездарностью и ограниченностью виденья? Оставьте его тем, кто не только не видит, но и не может вообразить ничего прекрасного!

    Сердечный привет Вам от Таисы Иосифовны и меня. Пишите о Ваших делах и планах.

    С искренним уважением —

    И. А. Ефремов.
Москва, 1 ноября 1968 г.


    * * *

    ...Он, Иван Ефремов, писатель и ученый, стоит перед глазами нашей памяти в полный рост, спокойный. Ему удалось обрести то, к чему он шел всю свою жизнь и призывал, как мы еще раз убедились, других: уверенную радость труда для других.

    ...Длинен путь к подлинной гармонии, цена совершенства — Жизнь.