Иван Антонович Ефремов - великий мыслитель, ученый, писатель фантаст научные труды, философская фантастика, биография автора
Научные работы

Научные труды

Научно-популярные статьи


Публицистика

Публикации

Отзывы на книги, статьи

Литературные работы

Публикации о Ефремове


Научная фантастика
Романы
Повести и рассказы

 
 

Иван Ефремов - "Катти Сарк"

 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6,
 

    — Но ведь есть же морские клубы, инженерные общества, — возразил я. — Кому, как не им, сохранить последнее, лучшее произведение эпохи парусных кораблей?

    — Э, — презрительно бросил моряк, — в клубах только рекорды всякие ставят! Разве не знаете? А у обществ этих ни денег, ни авторитета. Давно ведь о "Катти Сарк" идут разговоры, но после войны все забыли. Ну, сообщили старику Вуджету. Пусть посмотрит — ему, наверно, приятно будет повидать клипер. Такое судно, как первую любовь, никогда не забудешь. Вот и все, что мы можем сделать, да еще потолковать о былых днях за выпивкой, что мы и делаем… А вы нас за предпринимателей, что ли, приняли? — негодующе фыркнул старый капитан.

    Я замолчал. Да и что тут можно было сказать!

    В это время в комнату вошел высокий, бледный, худой человек, одетый, как и многие из присутствующих, в черный костюм, оттенявший его густые серебряные волосы.

    — Капитан Доумэн, только вас и не хватало! Если приедет Вуджет, то соберутся все поклонники "Катти"… Вы уже видели ее?

    — Не только видел, но и был на борту, говорил со шкипером.

    — Зачем?

    Слабая улыбка засветилась на лице Доумэна.

    — В первый раз за всю свою славную службу "Катти" сдала. Степсы расшатались, швы палубы расходятся. Капитан-португалец напуган штормом, считает, что едва спасся, укрывшись в Фальмуте, и думает, что судно разваливается… Короче, я купил "Катти"!

    Последовал невероятный шум восторга: суровые ветераны моря стучали кулаками и ногами, хлопали друг друга по спинам, обменивались крепчайшими рукопожатиями, кричали "ура" страшными голосами.

    — Эй, выпить за здоровье капитана Доумэна! — заорал глава собрания. — За здоровье моряка, который сделал для чести Англии больше, чем чванные аристократы или денежные тузы!

    — Уильям, — обратился к Доумэну какой-то молчавший до сих пор моряк, — как же ты смог это сделать?

    Доумэн опять счастливо усмехнулся:

    — Я съездил к мистрис Доумэн, посоветовался с ней. Оба мы староваты, детей и родственников нет… Что нам нужно? Дом наш неплох, а тут подвернулось маленькое наследство. Ну, вот мы и решили: если цена окажется под силу — купим. Реставрировать корабль друзья помогут. Кое-что соберем, ученики поработают на ремонте… Счастье, что шкипер и судовладелец давно хотели отделаться от "Катти", — невыгодна она на дешевых рейсах за нашим углем!

    Капитан Доумэн умолк, и почти благоговейное молчание воцарилось в прокуренном зале. Доумэн помолчал, зажег трубку и подумал вслух:

    — Вот и сбылась мечта… Смолоду много слыхал я о двух жемчужинах нашего флота: "Фермопилах" и "Катти Сарк". Уже капитаном перешел на австралийские линии, и однажды "Катти Сарк" меня обогнала. Я на своем корабле еле полз при легком ветерке. Вдруг показалась эта красавица. По тяжелой зыби идет как танцует, даже лиселя[3] не поставлены, а восемь узлов делает, да… никак не меньше семи. Белым альбатросом пролетела мимо, играя, а ведь мой "Флайнинг Спур" ("Летящее Копье") был не последний из австралийских почтовиков! Вспомнил я, как хвастался в Мельбурне пропившийся матрос (служил на "Катти"): "Мы, — говорил он про экипаж "Катти Сарк", — головой ручаемся: никто никогда ее не обгонит, разве только альбатрос!"

    С тех пор запала мне в голову мечта: хоть один рейс покомандовать "Катти", в своих руках почувствовать такой клипер. Но кто же из хороших капитанов с таким кораблем расстанется? Вуджет командовал ею, как получил с китайской линии, до конца, пока не продали ее. И я потерял "Катти" из виду. А теперь, странно думать, я владелец "Катти Сарк". Я владелец "Катти Сарк"… — медленно повторил Доумэн. — Не поверю, пока не выйду на ней в море!

    — Когда же вам сдадут корабль, сэр? — почтительно спросил я.

    — Вот уйдет она в Лиссабон, в последний рейс. Пока оформят, то да се, не меньше полгода пройдет. Ну, как бы то ни было, а к осени встанет "Катти" под Красный флаг[4], как в доброе старое время!

    На следующий день, только я собрался осмотреть "Катти Сарк", как получил телеграмму от своего начальства с приказанием отложить дело с покупкой "Потози", а посетить еще два английских порта и затем Шербур во Франции, где находились другие большие парусники. Я в тот же день покинул Фальмут. И на этом оборвалось мое первое знакомство со знаменитым клипером…

    Рукопись капитана Лихтанова

    Капитан умолк и зорко осмотрел своих слушателей, как бы выслеживая на лицах скуку или утомление. Оставшись доволен, он прокашлялся, выпил бокал вина, закурил и продолжал:

    — Через семнадцать лет, в 1939 году, мне пришлось снова побывать в Фальмуте. Крепко пахло войной даже в этом удаленном парусном порту. Мне посчастливилось встретить знакомого — из тех, кто участвовал в моряцком собрании по поводу "Катти Сарк". Я, конечно, спросил его про клипер и доблестного судовладельца — капитана Доумэна.

    — Умер в прошлом году, — отвечал мой знакомый. — И "Катти" здесь нет. Вдова покойного подарила корабль — в самом деле, зачем он ей? — Темзинскому мореходному училищу в Гринвиче. Пока был жив Доумэн, он понемногу восстановил "Катти Сарк" прежний рангоут. Долго ему пришлось собирать по крохам лес, парусину, тросы и деньги. Перед смертью удалось Доумэну выйти на клипере в океан, к Азорам… Помните, как мечтал он командовать "Катти Сарк"? — Моряк задумался и продолжал:

    — Хоронил Доумэна весь Фальмут, даже из Лондона приехали. В прошлом же году пригласили Вуджета. И с ним на борту "Катти" пошла кругом Англии из Фальмута в Темзу, откуда семьдесят лет назад она отправилась в свое первое плавание в Китай. Теперь "Катти" служит вспомогательным учебным кораблем для морских кадетов. Корабль в сохранности и крепок… хоть и не в музее, как мы тогда думали.

    — Я понимаю, — осторожно сказал я. — Сейчас Англии не до музея… Но неужели еще жив Вуджет? Сколько же старику лет?

    — Не знаю, много. Не только жив, но и здоров, не хуже своего корабля. Роется в саду, поливает розы… Да, впрочем, хотите нанести ему визит?

    Я с радостью согласился.

    Конечно, старик был "крепок" лишь относительно. Дряхлый пережиток парусного флота ничем не напоминал отважного капитана-гонщика, прославившего Англию на морских путях. Но живость ума и великолепная память не оставили капитана Ричарда Вуджета.

    Я погостил у него два дня — до понедельника. В субботу вечером приехал сын капитана, тоже Дик, и его товарищ Ирвинг. Оба когда-то служили учениками на "Катти Сарк", а теперь сами командовали кораблями, хоть и не столь знаменитыми, да вдобавок еще пароходами. Меня глубоко тронула нежность, с которой оба эти уже не первой молодости моряки относились к старому Вуджету.

    Мы подолгу сидели на террасе с раздвижными, на японский манер, стенками. С шумевшего поодаль моря ползли вереницы слезливых туч. Прихваченные морозом поздние розы посеребрил моросистый дождь, и беспомощные лепестки устилали потемневшую землю. Но горячий чай был крепок, и беседа подогревалась милыми воспоминаниями о выносливой молодости с ее вечным ожиданием необычайного.

    Дополняемый сыном и Ирвингом, старый Вуджет рассказал мне историю своего корабля. К несчастью, я не записывал тогда ничего, надеясь на память, а она-то после болезни стала подводить… Только недавно собрался с духом и написал все, что смог припомнить. Получилось вроде маленькой повести, и я когда-нибудь прочту ее вам.

    Но отложить прочтение повести капитану Лихтанову не удалось. Раззадоренные гости потребовали от юбиляра "выкладывать все, и теперь же". Он сдался, принес пачку исписанных листков и, презирая, как всякий настоящий моряк, очки, прочел их нам, держа перед собой на вытянутой руке.

    Мечта-ведьма

    Главный строитель верфей Скотта и Линтона в Думбартоне встал навстречу важному заказчику. Фирма уже давно переписывалась с судовладельцем Джоном Виллисом о его намерении построить корабль-мечту, который не только взял бы первенство на гонках кораблей чайной торговли, но и смог бы постоянно удерживать его.

    Оба шотландца пожали друг другу руки. Общительный, полный юмора кораблестроитель был противоположностью угрюмоватому и заносчивому судовладельцу.

    — Мне достали сведения насчет того нового клипера, — начал, отдуваясь, Джон Виллис, — что строится Худом в Эбердине.

    Кораблестроитель выразил живейший интерес. Судовладелец извлек книжку в черной коже:

    — Сравните с вашими расчетами. Регистровых тонн будет девятьсот пятьдесят, длина двести тринадцать с половиной…[5]

    — У нас двести четырнадцать, — вставил инженер, — и девятьсот шестьдесят тонн. Ширина тридцать шесть с половиной.

    — Ого, такая же!

    — Глубина двадцать и восемь десятых…

    — У них больше — двадцать один с третью. Но это пустяк. Похоже, очень похоже… Набор железный, обшивка — тик, вяз и сосна?

    — Да, да!

    — Понимаю. Они учли весь опыт Великой гонки прошлого, шестьдесят шестого года.

    — Вы имеете в виду гонку из Фучоу в Лондон?

    — Да. Гнались девять лучших чайных клиперов. Победитель — Джон Кэй со своим "Ариэлем". На десять минут позже "Тайпинг". На девяносто девятый день после выхода из Фучоу.

    — Худ взял пропорции "Ариэля". — Инженер порылся в справочниках.

    — Да, "Ариэль" чуть-чуть короче и уже — восемьсот пятьдесят две тонны. Но главное не это, главное — площадь парусности. Она вам известна?

    — Все известно, даже имя корабля — "Фермопилы". Странное имя! Почему…

    — Так что же парусность? — перебил судостроитель.

    — Сейчас. Мне дали ее в этих новых мерах — квадратных метрах. Вот, площадь основной парусности — две тысячи пятьсот двадцать этих метров.

    Судостроитель сделал быстрый расчет, и лицо его стало озабоченным.

    — Что такое? — встревожился Джон Виллис. — Неужели у вас меньше?

    — Меньше… две триста пятьдесят. Да, этот корабль будет серьезным соперником… Сколько дополнительной парусности?

    — Девятьсот тридцать… Слушайте, сэр, я столько лет собирался заказать особый корабль, понимаете — самый лучший! Я плачу вам шестнадцать тысяч фунтов! Что же получается с этими "Фермопилами", черт возьми это дурацкое имя!

    — Вы получите самый лучший. Я увеличу нашу дополнительную парусность, всего дополнительной будет одиннадцать тысяч квадратных футов — около тысячи метров.

    — Вам виднее! Но извольте сделать обшивку только из тика, ну… можно еще горный вяз. Но чтоб без сосны, как у худовского клипера! Плохо будет, если мой клипер окажется не самым быстрым кораблем на чайных линиях!

    Судостроитель встал.

    — Слушайте, Виллис, я хочу, чтобы вы поняли меня, — медленно сказал он. — Мы строим корабль самый прочный, самый легкий на ходу, самый совершенный по всем пропорциям и парусности, самый безопасный для плавания в любых морях. Я не буду ставить лунных парусов на нашем клипере, разве только маленький гроттрюмсель[6]. Ведь я не собираюсь построить рекордиста по скорости. Такой уже был. И до сих пор, через одиннадцать лет, его рекорд еще никем не побит. Наверно, и не будет побит: тут нужен не только корабль, но и капитан, не жалеющий ни корабля, ни людей.

    — Кого вы имеете в виду?

    — Американцев. Их три клипера — "Летящее облако", "Молния" и "Джемс Бэйнс". Антони Энрайт на "Молнии" поставил в пятьдесят седьмом в Южной Атлантике, к югу от острова Гоф, мировой рекорд — прошел за сутки четыреста тридцать миль.

    — Бог мой! "Джемс Бэйнса" я сам видел по пути из Кейптауна в Сидней.

    — В каком году?

    — В пятьдесят шестом.

    — В этот именно год он поставил рекорд скорости. Рекорд опубликован… Возьмите журнал. Двадцать один узел!

    Виллис схватил номер "Морского альманаха".

    — А наш клипер так ходить не будет? — спросил он с нескрываемой обидой.

    Кораблестроитель положил руку на плечо упрямого шотландца:

    — Поймите, Виллис, это не годится! Американцы оказались слишком смелы: еще пятнадцать лет назад они заострили обводы, отодвинули назад фок-мачту и начали крепить стеньговые штаги на палубу, а не к топам мачт… Корабли стали нести громадную парусность. Но эти знаменитые клипера служили только лет шесть-семь, не больше. Гнать такую громадину со скоростью двадцать узлов! "Джемс Бэйнс" — две с половиной тысячи тонн, "Молния" — две. Грота-рей у "Джемса Бэйнса" чудовищен — сто футов, вдвое больше ширины корабля. Деревьев таких не нашлось, склепали из пластин орегонской сосны… Такая парусность! А набор деревянный, дубовый, с медным креплением. Разве можно? Они и развалились, эти великолепные ходоки, едва себя окупив… Мы вам построим несокрушимый корабль наиболее совершенных пропорций, но ходом на три-четыре узла меньше. Все равно быстрее никого не будет, разве худовский… Ну, да мы примем меры…

    — Так вы ручаетесь за восемнадцать узлов? — повеселел Виллис.

    — Скажем так: с попутным ветром всегда семнадцать, а можно будет выжать и восемнадцать. Не рекорд! Постоянная коммерческая скорость!

    Судовладелец вскоре откланялся, захватив с собой "Морской альманах". Провожая его к дверям, строитель вспомнил:

    — Имя, давайте имя клипера, на днях будем закладывать. Иначе не успеем оснастить и отправить в рейс в шестьдесят девятом!

    Джон Виллис приехал в свой просторный, несколько мрачный дом и заперся в кабинете.

    — "Джемс Бэйнс". 1856 год. Одиннадцать лет назад… — бормотал он, раскрывая журнал и водя пальцем по оглавлению.

    Наконец он нашел нужное — выписку из вахтенного журнала клипера-рекордиста.

    "1856, июня 18, широта 42° 47 южная, долгота 115° 54 восточная, барометр 29,20 дюймов. Ветер меняется от З до ЮЗ. Первую половину дня сильно свежеет… В 8 ч. 30 м под всеми лиселями с правой и грот-трюмселем скорость 21 узел. С полуночи шторм от ЮЗ, но ясная светлая ночь. В 8 часов утра ветер и погода те же. Пройдено за сутки 420 миль".

    Джон Виллис опустил альманах на колени и глубоко задумался.

    


3. Лисель - дополнительный парус, ставящийся на выдвижных реях сбоку от главного паруса (марселя или брамселя).
4. Красный флаг - флаг английского торгового флота.
5. Меры длины в футах. Фут равен 30,5 сантиметра.
6. В английском флоте самые верхние паруса (трюмсели) назывались лунными, бом-брамсели - небесными, брамсели - королевскими и т.п.