Иван Антонович Ефремов - великий мыслитель, ученый, писатель фантаст научные труды, философская фантастика, биография автора
Научные работы

Научные труды

Научно-популярные статьи


Публицистика

Публикации

Отзывы на книги, статьи

Литературные работы

Публикации о Ефремове


Научная фантастика
Романы
Повести и рассказы

 
 

Геннадий Тищенко Главная тайна Ивана Ефремова

 

    На 22 апреля 2003 года приходится исполнение 95 лет со дня рождения Ефремова Ивана Антоновича, популярного писателя и известного палеонтолога. Удивителен этот день и тем, что именно 22 апреля родился В.И. Ленин, поэтому во времена Советов об этой дате, как о дне рождения палеонтолога и писателя, даже достаточно известного, никто никогда не упоминал.

    На самом деле, в энциклопедиях и многих книгах написано, что Иван Антонович Ефремов родился в 1907 году, соответственно празднование 95-летия должно приходиться на 2002 год. Но на вечере, посвященном памяти Ивана Ефремова, члены его семьи — жена Таисия Иосифовна и его сын Алан Иванович — поведали, что Иван Ефремов для того, что бы ему выдали разрешение на участие в экспедициях, добавил в документах себе один год. Таким образом, свою дорогу ученого и экспедитора начал Иван Ефремов совсем еще мальчишкой.

    Книги Ивана Ефремова в 40 — 60-е годы для очень многих людей явились свежим дыханием дальних путешествий, открытием увлекательных гипотез и интереснейших научных экспедиций. Зачастую, догадки и высказывания Ефремова по началу встречали непонимание и осуждение, но когда они подтверждались - восторгу его поклонников и удивлению противников не было предела. О его предположениях было очень много написано, и порой, происходили достаточно курьезные вещи: к примеру, когда в одном из своих рассказов («Алмазная труба») Ефремов предсказал существование месторождения сибирских алмазов, а потом это месторождение было найдено, и его обвинили в том, что он присваивает чужие открытия.

    А по поводу алтайской ртути, о которой он также говорил в своем произведении «Озера горных духов», уже позже, сам Иван Антонович писал, что после публикации книги на Алтае и в самом деле было сделано открытие месторождения ртути. Но обстоятельства его настоящего открытия, не совпадали с описанными Ефремовым. Ефремов говорил о том, что это чистой воды совпадение и отрицал наличие у себя дара пророчества. Он хорошо знал алтайскую геологию и был уверен в том, что именно там со временем будет открыто далеко не одно ртутное месторождение. Хотя среди геологов Алтая появилась легенда, перекликающаяся с содержанием рассказа Ивана Ефремова.

    Безусловно, существовали и приятные результаты чтения множеством людей рассказов Ивана Антоновича. Например, физик советских времен Денисюк Ю.Н. признавался, что на создание им голографии повлиял рассказ «Тень минувшего».

    На самом ли деле предсказанные открытия Иваном Ефремовым всего лишь случайности или это дар предвидения? Может и дар, но не предвидения, а научного исследования и изыскания. Уже в 1927 году был опубликован первый научный труд Ивана Ефремова, а ему на тот момент было всего то 19 лет. Спустя восемь лет после этой публикации ему присудили кандидатскую степень в биологии, даже без защиты диссертационной работы. У Ефремова к тому времени уже было опубликовано 35 научных работ. А диплом о высшем образовании он получил спустя пару лет, сдав экстерном все предметы в Ленинградском горном институте.

    В восемнадцать лет он провел свою дебютную самостоятельную экспедицию по палеонтологии. А к двадцати одному году Иван Ефремов был востребованным участником многочисленных геологических экспедиций. Наличие большого практического опыта в геологии и палеонтологии в 1950 году вылилось в создание глобальной работы «Тафономия и геологическая летопись». Данная работа была отмечена премией Государственного образца. А в современных словарях и справочниках тафономия определена как созданная И.А. Ефремовым отрасль палеонтологии, которая изучает процессы образования в слоях земной коры месторождений ископаемых растений и животных.

    Еще до издания своей работы Ефремов применял на практике тафономические положения, возглавляя три экспедиции по палеонтологии в Монголии. На базе этих теоретических положений в пустыне Гоби Ефремовым были открыты крупнейшие залежи останков динозавров и млекопитающих, относящихся к периоду кайнозойской эры, из которых многие ранее не были изучены. Тафономические основы представлены Иваном Ефремовым и в книге «Дорога ветров», посвященной экспедициям в полупустыню Гоби. Книга также содержит большое количество предположений и научных замыслов Ефремова, которые он применял в ходе этих экспедиций, и которые помогли ему отыскать останки гигантов древности.

    Помимо палеонтологических и геологических находок в одной из этих экспедиций были обнаружены древние могильники, о чем также повествуется в книге «Дороги ветров». Но археологические раскопки не были включены в число задач, стоявших перед участниками данной экспедиции. Однако Иван Антонович прекрасно понимал, следующий визит ученых в этот удаленный уголок в пустыне к реке Харганаик-гол вряд ли будет скорым. И он решил весь свой отряд из двадцати одного человека использовать в качестве рабочей силы для раскопок одного из могильников.

    Могильники тянулись вверх по склону к гранитным скалам, экспедиторы выбрали достаточно большой могильник, круглой формы с четырьмя глыбами, стоящими вертикально. В диаметре он был около тридцати метров, глыбы на нем были установлены по периметру, соответственно сторонам света. А в центре могильника была небольшая насыпь замшелых камней. Ефремов постарался донести на словах до участников экспедиции ценность данной находки. Для большей мотивированности он не упустил намекнуть на возможные древние захоронения богатств и кладов, таким образом, пробудив в своих коллегах кладоискателей, которые в результате активно взялись за работу.

    Под насыпью камней и огромной плитой в слое песка был найден мужской скелет очень большого роста и старше шестидесяти лет. Скелет лежал на спине, его голова была направлена на запад, лицо запрокинуто вверх. У скелета не было кистей обеих рук. Рядом с ним не было найдено ничего абсолютно: ни обломков оружия, ни осколков посуды, ни украшений, ни останков одежды. Возможно, здесь был погребен раб или враг, но тогда вопросы вызывало наличие такого огромного сооружения вокруг. Столь большие плиты передвинуть могли лишь около сотни человек и, скорее всего, не по доброй воле, а под руководством кнута.

    По черепу найденного скелета можно было предположить, что это был представитель европейской расы. Экспедиторы, тщательно упаковав кости, которые пролежали в могильнике почти три тысячи лет, впоследствии передали их археологам — экспедиторам профессора Киселева С.В.

    Со времени той экспедиции в полупустыню Гоби прошло уже более полувека. За это время стало понятно, что археологи и историки еще слишком мало знают об истории исчезнувших цивилизаций. Связь евразийской и американской культур, таинственная общность языков Древних Славян и Санскрита, отзвуки загадочных знаний древности, доходящие до современности — все это заставляет обратить внимание на гипотезу о цикличности цивилизаций, которая была очень популярна с конца девятнадцатого по начало двадцатого века. Кем же являлся тот европеоид, которого обнаружила экспедиция Ивана Антоновича Ефремова в пустыне?

    Писатель-историк В. Щербаков, увлекавшийся загадками истории, предположил, что экспедицией Ефремова были обнаружены останки представителя древних Ариев, которые, по мнению В.Щербакова, из Азии мигрировали в Скандинавию через земли современной Калмыкии и Северного Кавказа. Кроме того, В. Щербаковым было доказано нахождение на территории Азии обители богов древних викингов — Асгарда.

    Какое же множество загадок хранит Центральная Азия, и как же сильно она манила Н.Рериха и других многочисленных ученых и исследователей?! И вполне возможно, что находка возле реки Харганик-гол, которую обнаружил Ефремов, была оставлена без внимания незаслуженно. Вероятно, что исследование остальных могильников, о которых говорил Иван Антонович, дало бы ответы на большое количество вопросов, поднимаемых современными учеными.

    Тем не менее, основным наследием Ивана Антоновича Ефремова остаются его неповторимые произведения, которые наполнены глубокой верой в Человека и ставшие достоянием нескольких поколений его читателей и поклонников. Наиболее яркими и значимыми являются такие повести Ефремова, как «Сердце змеи» и «На краю Ойкумены», его замечательные романы «Таис Афинская», «Лезвие Бритвы», «Час быка» и «Туманность Андромеды», которые стали известными и получили отклики за рубежом. Например, во Франции в 1970 году была издана серия десятитомной энциклопедии «Шедевры мировой фантастики», которую открывала «Туманность Андромеды» И.Ефремова. Зарубежные критики обращали внимание на гуманную направленность и предсказание светлого будущего в произведениях Ефремова.

    Но на родине такого восхищения и понимания работы Ивана Ефремова не получали. Только стоило ему сделать небольшой намек на издержки социалистического строя в своем романе «Час быка», как книга тот час же была запрещена, вплоть до периода перестройки. На вечере, посвященном памяти Ивана Ефремова, вдова Таисия Иосифовна говорила, что сразу после смерти писателя был организован обыск в их доме с целью обнаружения антисоветской литературы и неопределенного компромата. А сейчас Ефремову присуждают статус апологета Коммунизма! Тогда как в КГБ было открыто на него дело, составлявшее 40 томов и доказывающее то, что Ефремов являлся резидентом разведки Англии. На самом деле, Иван Ефремов занимался широкой перепиской с писателями запада, с зарубежными издателями и составителями антологий. И его произведения были переведены на десятки иностранных языков, у него был большой фронт почитателей и единомышленников за границей. Ефремов владел достаточным авторитетом для того, чтобы позволить себе организовать выпуск книги никому не известного автора лишь по одной своей рекомендации. Таким образом, Иван Антонович поднял и выпустил в литературный свет большое количество талантливых фантастов, получивших в последствие широкую популярность. И это вызывало завить в определенных кругах, что повлекло появление многочисленных доносов и, соответственно, привело к возникновению того самого дела в КГБ.

    Сейчас мало кто из читателей знает настоящие обстоятельства работы и творчества Ивана Ефремова, поэтому отношение к нему с некоторым предубеждением - не редкое явление. Так называемого, английского разведчика, тем не менее, обвиняют в пропаганде идеалов коммунизма. Но разве имеет значение, как именно будет именоваться гармонически развитое общество будущего, главное то, что если мы не придем к такой форме нашего общества, то человеческая цивилизация погрязнет в череде кризисов и войн. А вероятнее всего, произойдет самоуничтожение этого общества. Западные критики, читатели и издатели поняли и приняли теорию Ефремова о гуманизации человеческих начал. Основная идея, которой заключалась в необходимости организации правильного воспитательного процесса, как процесса формирования новой личности в будущем. Кроме того, творческий труд должен стать необходимой потребностью, которая призвана доставлять моральное и эмоциональное удовлетворение. И лишь тогда человек сможет победить свой эгоизм и начнет осознавать себя не только индивидуальной личностью, но и частицей всего человечества, тогда, по мнению Ефремова, и обретет свое существование гармоничное общество. И это общество удостоится чести вступить в Великое Кольцо Миров, которое соединяет в себе всех братьев по разуму во Вселенной.

    Разве не к подобным идеалам и идеям стремится современное Человечество по - прошествие полувека со времени публикации романа «Туманность Андромеды»?! А о названии подобного общества пусть думают наши потомки. Суть в том, что не смогут люди жить без новых целей и идеалов. Не поэтому ли современники наши бросаются с головой в наркотики, алкоголь, секты и различные сомнительные общества? Не хотят современные люди в век развития технологий и информатизации слепо веровать в церковные догмы. Да и является ли это такой уж необходимостью? Безусловно, фундамент мировых религий, в виде проверенных веками морально-нравственных положений, не оспорим, но имеет ли место безоговорочное подчинение этим нормам со стороны, даже наиболее ярых, приверженцев этих религий? И разве не являлась различная конфессийная принадлежность причиной воин и раздоров? И не повлияет ли увеличение численности верующих фанатиков к новым войнам и конфликтам? Может правильнее в новом поколении воспитывать веру в силы и назначение Человека, в его разум и духовность?!

    В период перестройки в забвение было ввергнуто большое количество литературного и исторического наследия, но книги Ивана Антоновича Ефремова еще долгое время будут актуальными ориентирами на пути Человечества к светлому Будущему…


Предыдущая :: Содержание :: Следующая