Иван Антонович Ефремов - великий мыслитель, ученый, писатель фантаст научные труды, философская фантастика, биография автора
Научные работы

Научные труды

Научно-популярные статьи


Публицистика

Публикации

Отзывы на книги, статьи

Литературные работы

Публикации о Ефремове


Научная фантастика
Романы
Повести и рассказы

 
 

А. И. Константинов. Светозарный мост

 
Страницы: 1, 2, 3, 4,
 

    Хрестоматийным стал случай с открытием голографии под воздействием рассказов (повестей) "Тень минувшего" и "Звёздные корабли", в которых описываются объёмные изображения и общий принцип их создания. Примерно в одно время с опубликованием "Звёздных кораблей" известный физик Денис Габор выдвинул теоретическое обоснование объёмной фотографии, а создатель практической голографии Ю.Н.Денисюк позже признавался: "С дерзостью, свойственной молодости, я решил придумать себе интересную тематику, взявшись за какую-то большую, стоящую на грани возможности оптики задачу. И тут в памяти всплыл полузабытый научно-фантастический рассказ И.А.Ефремова: производя раскопки, палеонтологи находят старинную плиту, над которой парит в воздухе объёмный портрет пришельца из чужого мира, погибшего миллионы лет тому назад".

    Рассказ (больше "тянущий" на повесть) "Катти Сарк" — это ещё один пример того, как писатель может воздействовать на действительность. "Катти Сарк" — легендарный британский парусный корабль, чайный клипер, построенный в семидесятые годы XIX века в Шотландии одновременно с другой знаменитостью парусного флота — клипером "Фермопилы". Нэн Короткая Рубашка (Cutty Sark) — так зовут молодую ведьму из поэмы Бернса. Её имя дал паруснику судовладелец Джон Виллис. Заинтересовавшийся историей "Катти Сарк" Ефремов написал о ней рассказ, который завершался полностью придуманной версией о постановке парусника в музей в Америке. После перевода рассказа и его издания в Англии жители этой страны вспомнили о своём знаменитом чайном клипере. В 1952 году в Британии было создано Общество сохранения "Катти Сарк", которое на собранные деньги реставрировало корабль и поставило его на сухую стоянку. Узнав от английских читателей новые факты, Иван Антонович переделал повесть, теперь она полностью соответствует истории замечательного парусника.

    По смыслу к "Рассказам о необыкновенном" примыкает написанный в конце 50-х годов рассказ "Юрта ворона", повествующий о подвиге геолога. Несколько особняком располагаются "Адское пламя" (1948), как ответ на возрастающую ядерную угрозу, а также историко-этнографическая повесть "Афанеор, дочь Ахархеллена" (1958-59). Кроме научно-прогностической составляющей, сегодня в значительной мере ставшей достоянием прошлого, в "Рассказах о необыкновенном" есть героико-романтическая ценность, которая останется навсегда.

    Отдельно — и по времени написания, и по сюжету — стоит рассказ "Пять картин" (1965). Он представляет собой небольшой научно-фантастический этюд в поддержку творчества художника А. К.Соколова, чьи работы в рассказе обсуждаются людьми будущего (хотя и не такого далёкого, как будущее романов "Туманность Андромеды" или "Час Быка"). Интересно, что ничего не знавший об А.К.Соколове художник Александр Алмистов создал свои пять картин на основе этого ефремовского произведения.

    В 1945-46 годах Иван Антонович пишет историческую дилогию "Великая дуга". В ней сопоставляются истоки светлой, эмоциональной культуры Эллады с религиозной культурой Древнего Египта, с его зверообразными богами, пришедшими из первобытных времён, глубокими тайнами и некогда великой мудростью, утраченной под пятой деспотизма.

    Первая часть дилогии — "Путешествие Баурджеда" — переносит нас в Египет времени строительства Великих Пирамид. Огромная глубина веков, но писателю удаётся мастерски передать обстановку той эпохи, так что при чтении слышится плеск нильской воды от мерных ударов вёсел и гулкое эхо шагов под сводами храмов и подземелий, скрывающих древние тайны. И встают перед взором красочные картины других стран, не находящихся под властью египетских царей, — ведь повесть рассказывает об экспедиции, направленной фараоном на разведку новых земель. Участники экспедиции, пройдя Африку с севера на юг и претерпев в пути множество трудностей, делают "святотатственное" открытие: страна фараона — лишь маленькая полоска суши в огромном мире, крохотная и далеко не лучшая часть его. Очень ярко в повести изображена порождаемая деспотизмом атмосфера безысходности (эта тема потом будет развита в романе "Час Быка"); с большой любовью показан с виду незаметный героизм тех простых людей из народа, которые смогли жить в это время и сохранить свою душу, трудились, любили, создавали песни, сказки и предания.

    "Путешествие Баурджеда" задержалось с публикацией, его удалось издать только в год смерти Сталина. А вот вторая часть дилогии, "На краю Ойкумены" (иногда так называют всю дилогию), была опубликована в 1949 году. Действие этой повести происходит примерно через два тысячелетия после "Путешествия Баурджеда". В ней рассказывается о молодом эллине — художнике, стремящемся познать законы красоты, — о его странствиях, о египетском плене и борьбе за свободу; о человеческом братстве, не обусловленном ни цветом кожи, ни религией, и о первых искорках зари в самом конце "Тёмных веков" истории Древней Греции. Начиная с этой повести в творчество писателя прочно входит тема Красоты.

    Становление Ефремова-писателя состоялось так же стремительно, как и Ефремова-учёного. Отличительная черта его художественного творчества — тщательное изучение всех относящихся к теме произведения материалов: геолого-географических, биологических, астрономических, археологических и исторических, вплоть до деталей костюмов и особенностей поведения описываемой эпохи. Именно поэтому, в отличие от многочисленных пёстрых "миров" "фэнтези", ефремовский мир реален, даже если это фантастика.

    Другая особенность его литературного творчества — чередование художественных фрагментов с "популярными лекциями", хотя это и наносит ущерб чистой художественности, приближая литературное произведение к античным "диалогам". Вот что об этом говорил сам писатель: "…Попробовал бы Чехов вкратце объяснить незнакомому с наукой читателю, что такое Галактика, посмотрели бы мы, куда девалась его краткость и точность!" [7].

    Но художественные фрагменты произведений Ефремова — это мастерски выполненные картины с полным эффектом присутствия. "Ослепительная белая полоса пены прибоя окаймляла золотые серпы прибрежных песков. Позади, к северу, тянулись ряды голубых огромных гор. Хребтистая масса остроконечной Львиной горы отделяла полумесяц Кейптауна от приморской части Си-Пойнта, где даже с высоты была видна сила прибоя открытого океана", — пишет никогда не бывавший в Южной Африке Ефремов в рассказе "Встреча над Тускаророй" — и читатель чуть ли не физически ощущает себя стоящим на вершине Столовой горы, возвышающейся над Кейптауном.

    Себя Иван Антонович называл не писателем, а "описателем", "неудавшимся художником", создавая при этом такие незабываемые полотна: "Шторм установился в одном направлении. Клипер нёсся сквозь бушующий океан словно заколдованный. Гривастые водяные горы вздымались вокруг, угрожая задавить судно своей тяжестью, но не могли даже захлестнуть палубу, обдаваемую только брызгами. Серые разлохмаченные облака с огромной скоростью бежали по небу, обгоняя "Катти Сарк"".

    Или вид, открывающийся с самолёта, в романе "Лезвие бритвы": "…Ивернев всматривался с высоты в грандиозную панораму Гималаев. Внизу полчища исполинских вершин шли рядами, как волны космического прибоя, покрывшие часть земной коры между двумя великими странами".

    И столь же ярок свет иных солнц в космических произведениях писателя. Он всюду был дома.

    Вершины и пропасти

Год 1957-й оказался богатым на эпохальные события: начало "оттепели" в СССР, запуск первого искусственного спутника Земли и первая публикация романа И.Ефремова "Туманность Андромеды", ставшего классикой научно-фантастического жанра. К настоящему времени эта книга переиздана более восьмидесяти раз на 39 языках. Десятитомник "Шедевры мировой фантастики", изданный во Франции в 1970 году, открывается романом "Туманность Андромеды".

    В книге изображено коммунистическое общество Земли далёкого будущего (четвёртого тысячелетия н.э.), яркие картины жизни всепланетной общины тружеников, творцов и героев, связанной через Великое Кольцо с общинами других миров Вселенной. Показаны общественное устройство (подобное структуре человеческого мозга: постоянно действующий форум со своими исследовательскими и координационно-ассоциативными центрами), достижения науки и искусства, система образования и воспитания и — главное — люди, населяющие тот мир, до которого нам ещё так далеко. "Туманность Андромеды" — это победная симфония восходящего к звёздам человечества.

    Иван Антонович не принимает господствующую сегодня космологическую концепцию конечной Вселенной, возникшей в результате "Большого Взрыва" и с тех пор "разбегающейся", эта теория действительно вызывает большие вопросы. В романе предлагается иное объяснение "красному смещению" в спектрах галактик, помимо их поголовного разбегания и "Сотворения Мира" в прошлом. Вслед за Демокритом и Великим Джордано Бруно автор "Туманности Андромеды" утверждает безграничность Вселенной, а следовательно — бесчисленность населённых миров в ней. А отсюда вывод: то, что в романе называется Великим Кольцом, в Космосе существовало всегда, и присоединение к нему Земли — вопрос времени. Но до того нам нужно навести порядок у себя дома. "До звёзд ещё далеко, очень далеко, но жить-то нам на Земле, и её надо приводить в порядок", — говорил Иван Антонович, вторя Маленькому Принцу.

    Роман о коммунистическом обществе отнюдь не был встречен официальной критикой на "ура". Особенно ополчились на него "твердокаменные марксисты-ленинцы". "В книге всё о каких-то звездолётчиках, учёных, почему там нет настоящих хозяев жизни?" — примерно так говорилось по поводу "Туманности…" в одной из газетных публикаций. В "Экономической газете" развернулась кампания против романа, а вот "Литературная газета" встала на сторону Ивана Антоновича. Позже роман был даже экранизирован, но крайне плохо. А вот совместный советско-итальянский проект экранизации "Туманности…", с участием М. Мастрояни, наши "коммунистические" власти "зарубили".

    Среди многих затронутых в "Туманности Андромеды" тем необходимо выделить одну, чрезвычайно актуальную сегодня. В 1954 году в городе Обнинске была пущена первая в мире атомная электростанция. И.А.Ефремов стал одним из первых, кто обратил внимание на опасность современной ядерной энергетики — основанной на делении атомных ядер. В романе (написанном в 1955-56 гг.) от имени людей будущего говорится: "Губительное влияние излучения на жизнь заставило отказаться от старой ядерной энергетики". Также в этой книге рассказывается о трагедии планеты Зирда: её цивилизация погибла не из-за ядерной войны, а вследствие постепенного, исподволь, нарастания искусственной радиоактивности, в один злополучный день перешедшей качественный рубеж.

    Дополнением к "Туманности Андромеды" стала повесть "Сердце Змеи" (или "Cor Serpentis", 1958) — полемический ответ на рассказ М. Лейнстера "Первый контакт". Герои повести — экипаж затерянного в космосе земного звездолёта — обсуждают этот рассказ Лейнстера (разумеется, как очень старинную книгу): "Большинство говорило о полном несоответствии времени действия и психологии героев. Если звездолёт смог удалиться от Земли на расстояние четырёх тысяч световых лет всего за три месяца пути, то время действия повести должно было быть даже позднее современного. Никто ещё не достиг таких глубин космоса. Но мысли и действия людей Земли в повести ничем не отличаются от принятых во времена капитализма, много веков назад!" Ефремов, как системный мыслитель, не мог согласиться с подобной несуразностью, процветающей в современной фантастике. Огромные энергии, которыми должно овладеть общество для межзвёздных (не межпланетных, а именно межзвёздных) полётов, налагают на него требование высокого духовно-этического уровня, никак не совместимого с капиталистической психологией. Иначе — раньше наступит гибель (либо возвращение в варварство). В этом смысле нынешняя эпоха, переживаемая человеческим обществом, является критической: по степени своего технического могущества человечество уже превратилось, как говорил В.И.Вернадский, в геологическую силу, но вот хватит ли у него воли поднять явно отстающий духовно-этический уровень, преобразовать должным образом свою жизнь, очистить планету как от физических, так и от моральных загрязнений?..

    И другая тема, затронутая в "Звёздных кораблях" и в "Туманности Андромеды", развивается в "Сердце Змеи": убеждённость Ефремова как учёного в антропоморфности всей разумной жизни во Вселенной. Позже эта важная мысль будет им обоснована в статье "Космос и палеонтология" (1967г.) [8].

    Экспедиционная работа в тяжелейших условиях и на пределе человеческих сил не могла не сказаться на здоровье: азиатская лихорадка, напоминающая о себе каждые пять лет, и инфаркт, перенесённый в молодости на ногах (сердце с тех пор "пошаливало"). В 1959 году сердечная болезнь вновь обостряется. Пришлось отказаться от экспедиции в Китай, куда Иван Антонович ездил с подготовительными целями в 1958-м.

    Вынужденный оставить работу в институте, он продолжает живо интересоваться новостями науки, и не только палеонтологической: история — как "социальная палеонтология", психология — как "палеонтология души", передний край физической науки… — немного найдётся людей, которые смогли бы, подобно Ефремову, творчески усвоить такое огромное количество информации по различным областям знания и создать прямо-таки "золотые россыпи" будоражащих идей и прекрасных образов. Но самое главное — с ним его "добрый ангел", его подруга Таисия Иосифовна Юхневская-Ефремова, которой он посвятил свои книги "Таис Афинская" и "Час Быка" и чьи черты угадываются в героине "Лезвия бритвы" Симе Металлиной.

    Роман "Лезвие бритвы" написан в 1959-63 гг. и вскоре издан. Его можно рассматривать как ответ на печаль, которая примешивается к воодушевлению от "Туманности Андромеды". Ведь мир ефремовского будущего невообразимо далёк, а вокруг — социальные проблемы современности, бытовые неурядицы, мещанство, море мелочных проблем. В "Лезвии бритвы" писатель показывает, что Человеком можно быть и сегодня.

    


7. Кораблю - взлёт! Из переписки И.А. Ефремова. // Книжное обозрение. № 7. 12 февраля 1988 г.
8. И. А. Ефремов. Космос и палеонтология. // Загадки звёздных островов. - М.: Молодая гвардия, 1987. - С. 170-184.